09.07.2012 |
Суд над нигерийцем в Украине: Выхода нет?
О межнациональных конфликтах украинцев с иностранцами, которые один за другим вспыхивали в Луганске осенью 2011 года, в свое время слышали все: об этом говорили центральные телеканалы и практически все Интернет-издания (Полемика также писала о тех событиях. Но как это часто бывает, как только закончились скандальные происшествия, об их непосредственных участниках стали забывать. Тем не менее, уголовные дела продолжались, пусть даже и без активного участия общественности и внимания СМИ.
Так, тайбоксеры, которых судили по обвинению в нападении на киоск с шаурмой, выплатили ущерб пострадавшим, которые в свою очередь сняли все претензии. Кроме этого, было возбуждено уголовное дело в отношении студента из Нигерии Олаолу Сунканми Феми, который учился в Институте экономики и бизнеса Луганского Национального университета им. Шевченко, по обвинению в покушении на жизнь четырех граждан Украины. В соответствии с предъявленным обвинением, студенту-нигерийцу грозит от 10 лет до пожизненного тюремного заключения. Многие спросят, а почему нас должна интересовать судьба гражданина другой страны, который еще и обвиняется в преступлении против украинцев. Именно для того, чтоб дать ответы на подобные вопросы, Полемика решила заглянуть глубже в эту ситуацию.
Пятеро и Геракл
История эта началась 4 ноября 2011 года, в тот вечер в одном из подъездов жилого дома в Луганске между 5 гражданами Украины и двумя гражданами Нигерии произошла драка, в результате которой один украинец был доставлен в больницу, а другие, получив более легкие повреждения, от госпитализации отказались. Позже в милиции заявили, что задержали одного студента-нигерийца по ст. 115 «Покушение на убийство», а второй проходит как свидетель. Как определила тогда начальник ОСО УМВД Татьяная Погукай произошедший конфликт, «это не было нападением, это была обычная бытовая драка». Позже обвиняемые и пострадавшие расскажут свои версии произошедшего. Дабы не показаться предвзятой, Полемика публикует оба сценария событий.
1. Версия потерпевших. Один из потерпевших пришел в 24 часа в подъезд, где впоследствии произошла драка, для того, чтобы навестить дедушку и вынести друзьям бутерброды. В 12 часов ночи, когда он заходил в подъезд, на него напал неизвестный гражданин Нигерии. По его словам, ему удалось вырваться и выбежать из подъезда. Оказавшись на улице, он начал кричать «Помогите!». Ему на помощь пришли четверо его друзей - двое парней и две девушки, которые находились неподалеку. Все они побежали в подъезд, и там произошла драка. После драки они вышли из подъезда. Одна из девушек, в то время, когда в подъезде находился Олаолу, вернулась в подъезд для того, чтобы успокоить нигерийца, а остальные, увидев, что она вошла в подъезд, побежали ее выручать, и тут на них снова напал Олаолу. После этого они выбежали из подъезда, а он гонялся за каждым из них в отдельности и наносил телесные повреждения разбитой бутылкой.
У многих людей вызвало удивление поведение потерпевшего: вместо того, чтобы закрыть за собой дверь и вызвать милицию, или просто убежать, он начал звать себе в подмогу людей, в то время, когда он был уже вне опасности, и зашел с друзьями в подъезд, где им грозила опасность. Также вызывает удивление, зачем в подъезд пошла одна из девушек, зачем и как она собиралась успокаивать Олаолу, если все уже были вне опасности. Интересно и то, что во время следствия показания потерпевших несколько раз менялись.
2. Версия Олаолу. По его показаниям, он тот вечер проводил со своими друзьями, тоже иностранными студентами. Им нужно было заехать на квартиру к одному из компании, Крису, т.к. не оказалось денег, чтоб расплатиться за такси. Олаолу с другом Эниолой остались внизу, а еще двое друзей поднялись в квартиру. В это время недалеко от подъезда за столиком сидела компания отдыхающих граждан Украины, которые выкрикивали оскорбления в сторону иностранцев на расовой почве, называя их обезьянами и т.д. Олаолу принял решение, чтобы избежать конфликта, зайти в подъезд, закрыть изнутри дверь и дождаться, пока вернутся его друзья. Когда они шли к подъезду, увидели, что парни, которые сейчас проходят как потерпевшие, пытаются их догнать, они зашли в подъезд, но закрыть дверь не успели.
Пятеро наших граждан ворвались в подъезд, стали избивать нигерийца руками и ногами. После этого его пытались выволочь на улицу, где легче было бы развернуться и добить до конца, но в драке они повалили Олаолу на пол, тогда же бутылка виски, которая находилась при нем, упала и разбилась. В это время девушки, из которых одна проходит как потерпевшая, а другая как свидетель, выбегали на улицу, подбирали камни и бросали их в иностранного студента.
В то время, когда потерпевшие пытались вытащить его из подъезда, он, падая, нащупал на полу бутылку и стал ею отмахиваться, чтоб отпугнуть их от себя и кричал на русском языке: «Ребята, мне не нужны проблемы, уйдите». Тем не менее, несмотря на опасность пораниться о разбитую бутылку, потерпевшие продолжали бросаться на него, собственно при этом и получили те травмы, которые у них есть, и которые определены судмедэкспертом как легкие телесные повреждения. Экспертиза показала, что на момент драки все потерпевшие находились в состоянии алкогольного опьянения.
Просто бутылка или опасная «розочка»?
Студенту из Нигерии Олаолу предъявлено обвинение по статьям 15 ч.2, Ст. 115 ч.2 УК Украины - оконченное покушение на убийство, т.е. умышленное противоправное причинение смерти двум и более лицам из хулиганских побуждений; Ст. 296 ч.4 УК Украины «Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка по мотивам явного неуважения к обществу, которое сопровождается особой дерзостью, совершенное с применением предмета, специально приспособленного для нанесения телесных повреждений». Напомним, все потерпевшие живы и давно уже здоровы.
Как рассказали адвокаты Олаолу Людмила Гавриш и Андрей Минаев, во время расследования дела следствие изначально было ориентировано на то, что он виновен. «Юридически это называется обвинительный уклон, хотя следствие должно объективно подходить к рассмотрению дела: то есть изучать как версии виновности Олаолу, так и его невиновности. В данном случае рассматривалась только одна версия - его виновности. Доказательства собирались и интерпретировались в этом направлении, хотя их, как таковых, их не было», - рассказывает Гавриш.
Например, следствие уверено в том, что нигериец с преступным умыслом принес и разбил бутылку о стену, сделав из нее так называемую «розочку», то есть предмет, приспособленный для нанесения телесных повреждений. Такой вывод правоохранительные органы, видимо, сделали, исходя из показаний потерпевших, потому что сам подсудимый говорит, что бутылка разбилась при падении, и он никак не мог ее заранее заготовить, ибо не знал, что на него будет совершено нападение.
«По заключению экспертизы, у пострадавших были легкие телесные повреждения на момент причинения, т.е. есть тяжкие телесные повреждения - это те, вследствие которых человек умирает, если ему в течение какого-то промежутка времени не была оказана медицинская помощь. А у них легкие телесные повреждения, не опасные для жизни на момент причинения, и, тем не менее, дело квалифицировано именно как оконченное покушение на убийство. По каким критериям это было сделано, непонятно», - отмечают адвокаты Олаолу.
Также они считают, что во время следствия было очень много и других процессуальных нарушений. «Я уже работаю много лет, и могу сказать, что таких грубых нарушений, в такой совокупности, я не встречала. Я считаю, что дело сфабриковано, имеет место явный обвинительный уклон, дело не расследовано надлежащим образом», - отметила адвокат.
С чем связаны подобные нарушения следствия, можно только предполагать, но интересен факт, что, по информации защиты, мама самого активного из потерпевших, который по сути и инициировал описанную ситуацию, является сотрудником отдела уголовного розыска Ленинского райотдела милиции, который и занимался расследованием этого дела. Под таким углом ситуация, когда один человек обвиняется в покушении на жизнь четверых, кажется уже не такой загадочной.
Всем встать! Суд снова переносится!
По идее, защита студента-иностранца уже давно могла потребовать отправить дело на дополнительное расследование, но они считают, что вряд ли новое следствие поможет их подзащитному. «Здесь тысячи и одно основание отправить дело на доследование, но это не в интересах нашего подзащитного. Потому что Олаолу находится под стражей, обвинение, которое ему на данный момент предъявлено, является тяжким, потому его никто не освободит, пока не окончится судебное следствие. Неизвестно, сколько продлится доследование, потом дело опять пойдет в суд, а он все это время будет сидеть. Судебное следствие по сути еще не начиналось, а он уже 7 месяцев сидит. Если отправить на доследование, тогда он и два года будет сидеть, и неизвестно, чем закончится это доследование», - рассказывает Гавриш.
Она считает, что уместнее было бы попытаться исправить ошибки, допущенные при расследовании, во время судебного следствия. Но само судебное следствие вот уже несколько месяцев начаться не может. Сначала оказалось, что Олаолу не ознакомлен с материалами дела, которые были оформлены на русском языке, а переводчика ему не могли предоставить полгода. Таким образом, иностранный гражданин 6 месяцев просидел за решеткой, даже не зная, в чем же он собственно обвиняется. В начале мая ему все-таки предоставили переводчика, но судебное следствие отложили практически на месяц для полного ознакомления. 30 мая состоялось следующее судебное слушание, на котором прокурор огласил обвинительное заключение, но заседания суда по сути было перенесено на 21 июня.
Казалось бы, материалы дела изучены, обвинительное заключение озвучено, можно начинать судебное следствие, но тут всплыл еще один небольшой нюанс. Судить человека по статьям, которые предусматривают пожизненное заключение, может только коллегия судей, в данном же случае председательствовал лишь один судья. Прокурор подал ходатайство о назначении коллегии судей способом автоматического подбора судей Ленинского райсуда. В связи с этим, заседание суда снова перенесли на неопределенный срок.
Посольство Нигерии: Занято! Позвоните попозже, а лучше никогда
Реакция любого иностранца, оказавшегося в сложной ситуации - обратиться в посольство своей страны. Но посольство родной страны Олаолу Феми Нигерии в Украине оказалось глухим к его просьбам о помощи. До сегодняшнего дня оно не предприняло никаких действий по оказанию помощи своему гражданину - хотя бы в финансовом плане для оплаты работы адвокатов. Как рассказывают адвокаты иностранца, они обращались в посольство Нигерии много раз. «Два раза мы с ними лично встречались. Как только это случилось, и мы вступили в дело, мы направили по обычной и электронной почте письма в посольство, где рассказали, какое обвинение предъявлено их гражданину, каковы обстоятельства события. В Луганск приезжали представители посольства. Они встречались с Олаолу, разговаривали, много возмущались: как это так, обещали помочь, выделить финансовую помощь, потому что Олаолу нечем оплачивать услуги адвокатов и кушать что-то надо, ведь иногда он сидит в СИЗО просто голодный. После смены посла Нигерии в Украине снова приезжали сотрудники посольства, также обещали оказать поддержку и материальную помощь своему гражданину, обратиться с письмами от имени посольства в соответствующие органы Украины, но обещания остались только обещаниями», - отметил адвокат студента Минаев.
Послушав адвокатов, мы и сами решили позвонить в посольство. Сразу стоит отметить, что переговоры с ним длились на протяжении трех дней. В первый день в посольстве на телефоне удалось застать только человека, который представился «секьюрити».Он сказал позвонить в понедельник, т.к. никого из руководства на месте нет. Для полной уверенности я решила отправить письмо с интересующими меня вопросами на электронный адрес посольства, которое, как мне объяснили потом, наверное, было воспринято как реклама (!) и удалено непрочитанным. Позвонив в понедельник, я обнаружила, что к телефону все также подходит «секьюрити», который, видимо, выполняет в посольстве и роль секретаря. С третьей попытки меня соединили с секретарем посла, девушка любезно записала, по какому поводу я звоню, номер моего мобильного телефона и обещала перезвонить, переговорив с начальством. Как и ожидалось, в тот день никто не перезвонил.
На следующий день было решено не сдаваться и продолжать звонить в посольство. В этот день я поговорила с заместителем посла, который также записал вопросы к послу и обещал перезвонить, с секретарем и раз 10 - с уже до боли знакомым «секьюрити». При чем, удивительная его особенность - даже если я звонила 5 минут назад, он здоровался со мной как в первый раз и подробно расспрашивал, по какому поводу я звоню. К концу дня секретарь посла дала единственный, если можно так сказать, комментарий: «Я передала ваши вопросы послу. Посольство прилагало усилия в этом вопросе, встречались с заключенным. Но сейчас в посольстве очень много дел, поэтому, когда появится свободное время, вам обязательно перезвонят и ответят на интересующие вас вопросы», - рассказала девушка. На вопрос, какие именно усилия прилагало посольство, она ответила, что не уполномочена говорить по этому поводу.
После этого слова адвокатов студента-нигерийца о том, что их звонки в посольстве полностью игнорируют, не вызывают такого удивления. Действительно, теперь-то мы поняли, что посольство Нигерии в Украине и без того сильно занято, чтоб еще заниматься проблемами граждан своей страны. Только непонятна тогда роль серьезного ведомства в Украине, представляющего большую страну.
Кстати, адвокаты вот уже 7 месяцев защищают Олаолу за идею, то есть практически бесплатно. Вначале им заплатили небольшую сумму, пообещав потом собрать еще. Но ни друзья студента-нигерийца, ни родственники, ни посол Нигерии, которые обещали собрать деньги, так этого и не сделали. «Мы его не бросаем, потому что нам просто его жалко, он нам верит, и мы не можем обмануть его доверие, если мы его бросим, то его положение может серьезно ухудшиться. Наша задача, как адвокатов, доказать, что в его действиях не было состава преступления, которое ему инкриминируются. И ведь действительно, в его действиях нет этого состава преступления. Имеет место необходимая оборона - на него напали 5 человек, он вынужден был обороняться. Необходимая оборона квалифицируется совершенно иначе», - рассказывают адвокаты.
«Эти негры на каждом шагу»
На одном из первых предварительных судебных слушаний по делу Олаолу Феми мне представилась возможность пообщаться с двумя потерпевшими. Собственно, для того, чтоб пообщаться с ними, прилагать каких-либо усилий и не пришлось. Двое бойких парней, Виталий Гаман и Дмитрий Леменчук, подошли во время 15-минутного перерыва. Серьезные парни, не представившись и элементарно не поздоровавшись, перешли сразу к делу: «А ты че - журналист? Пойдем поговорим, только давай выйдем отсюда».
На крыльце Ленинского райсуда первые несколько минут мы долго выясняли, записываю ли я наш разговор на диктофон и не спрятан ли он где-то у меня. В итоге был сделан вывод: «Он по-любому у тебя в сумке включенный лежит, знаем мы вас журналистов. Ну и ладно». Говорить, что-то о том, почему они сразу перешли на «ты», было бессмысленно по определению. Интересно и то, что во время нашего так называемого разговора в метре от нас неожиданным образом появился сотрудник милиции, который внимательно наблюдал и так же сосредоточенно слушал происходящий разговор.
Но конструктивного диалога, увы, не получилось, все, что я смогла услышать это: «Эти негры в Луганске уже на каждом шагу, а вы все молчите. Журналисты к нам приезжают, послушают, а потом все перекрутят и пишут, какие мы плохие», - рассказал потерпевший Гаман. Он рассказал, что нигериец попал ему бутылкой в шею, в сантиметре от сонной артерии. «Еще бы чуть-чуть, и я мог умереть. А теперь еще каждый месяц отдаю деньги на лечение, потерял работу», - сказал потерпевший. Когда я заметила, почему же тогда он не просит возмещения ущерба, в ответ услышала, что «уже не посчитаешь, сколько потратил».
После этого, наверное, оба пострадавших решили, что наш разговор окончен, и, развернувшись, ушли. Правда, после окончания суда, ко мне снова подошли со словами: «А с какого ты издания? Хотя ладно, все равно прочитаем скоро, и на следующем заседании тогда поговорим. Она ж еще придет на следующее» (последние слова были сказаны уже в сторону).
Евгения Крикун, специально для Полемики
От редакции: Мы рассчитываем на то, что безопасность журналиста обеспечивается всей мощью наших правоохранительных органов, один из представителей которых был свидетелем разговора корреспондента с агрессивно настроенными участниками судебного процесса, но не проявил никакой готовности пресечь угрозы.
Полемика будет и впредь следить за тем, как продвигается судебное рассмотрение этого уголовного дела.
И еще. Не так давно разразился международный скандал в связи с тем, что Украину обвинили в расизме. На наш взгляд, дело нигерийца - одно из тех, из-за которых возникают подозрения в агрессивной ксенофобии наших соотечественников...
Полемика
источник:http://polemika.com.ua/news-92324.html
© If a source is not indicated, a copyright belongs to the site advokat-ua.org, direct link to which is obligatory at copying or use of any its materials